Все многообразие факторов внутренней и внешней среды можно четко разделить на две группы: 1) поддающиеся управлению со стороны фирмы; 2) такому управлению не поддающиеся (а значит, требующие приспособления фирмы к себе).
Применительно к международному маркетингу окружающую среду чаще всего делят на две части: экономическую и культурную среду. Однако для подробного изучения целесообразнее ее подразделение на четыре сферы: экономи-ческая, социально-культурная, политико-правовая и природная. На рис. 3 наглядно показана структура международной маркетинговой среды, составляющие ее контролируемые и неконтролируемые факторы. Отдельные наиболее важные из этих факторов заслуживают более подробной характеристики.
Зарубежная среда
Отечественная среда
(неконтролируемые факторы)
Контролируемые факторы
(неконтролируемые факторы)
Рисунок 29 – Факторы, действующие в международном маркетинге