В США — первая ступень подготовки (бакалавр) скорее английская, а вторая ступень (магистр) — скорее французская.
В Германии большее внимание уделяется научно-исследовательской подготовке специалистов.
В Японии ярко выражены черты "плановости". Здесь людей другой национальности практически нет.
Для России еще предстоит выбрать приоритеты с точки зрения национальной политики в образовании. Хотя уже сегодня видны националистические тенденции в организации образования. Их можно проиллюстрировать на примере нашего Московского университета потребительской кооперации.
За последние годы при университете открыты институты:
1) Чебоксарский (Чувашский);
2) Саранский (Мордовский);
3) Сыктывкарский филиал (Коми);
4) Казанский филиал (Татарский);
5) Ижевский филиал (Удмурдтский);
6) Хабаровский, Саратовский и др. филиалы.
Из общего населения РФ лишь 82% русские, а остальное 18% — это нерусское население, желающее получить образование с национальным уклоном.