В случаях, когда данные генерируются самими их будущими потребителями (например, при проведении исследователем научных экспериментов), информационные модели производителя и пользователя естественным образом совпадают, а данные изначально представлены в наиболее информативной своей форме. Если данные выступают как товар, то пользователь имеет дело с информационными продуктами — совокупностями данных, сформированными их производителями для дальнейшего распространения. Структура информационного продукта, или форма представления в нем данных, в свою очередь воплощает некоторую информационную модель его производителя, которая по определению является отличной от информационной модели пользователя.
Разумеется, производители коммерческих продуктов стараются учесть в своих моделях также и модели пользователей. Тем не менее, информационные модели производителей и пользователей никогда не могут полностью совпасть, так как:
а) пользователи часто не оформляют (явно или неявно) свои достаточно смутные представления о том, какая информация им нужна, в четкие информационные модели, что препятствует учету этих представлений в кон-цепции продукта;