В условиях рыночной экономики целесообразно исходить из того, что каждый экономический субъект (человек или предприятие) характеризуется тремя основными признаками:
¦ что покупает (в каких товарах и услугах нуждается);
¦ что продает;
¦ из каких источников получает доходы.
В зависимости от этих признаков, можно представить взаимосвязи характеристик населения и предприятий через рынки труда и экономических благ в виде следующей схемы.
Участие человека в экономической деятельности характеризуется его потребностями и возможностями их удовлетворения, которые обусловлены, прежде всего, характеристиками трудового потенциала. Таким образом, человек в рыночной экономике выступает, с одной стороны, как потребитель человеческих благ, производимых предприятием, а с другой — как обладатель способностей, знаний и навыков, необходимых предприятиям, государственным и общественным органам.
Взаимосвязи населения и предприятия осуществляются через рынки экономических благ и ресурсов. В рассматриваемом аспекте важнейшими из рынков экономических ресурсов являются рынки труда, на них спрос формируется информацией предприятий о необходимом количестве рабочих мест, а предложение — информацией о численности и профессионально квалифицированных характеристик людей, желающих работать. Кроме того, учитывается информация о возможных ставках оплаты труда. Связующим звеном в реализации данных процессов должен выступать маркетинг. Задача маркетинга на рынке труда и заключается в раскрытии условий, при которых предприятие могло бы обеспечить себя таким персоналом, который соответствовал бы необходимым требованиям предприятия с участием его специфики, в то же время были бы созданы на предприятии условия, при которых человек мог бы реализовать свой трудовой потенциал в интересах предприятия и с выгодой для себя.