Если на рынке наблюдается усиленная конкуренция, то для большинства компаний-подрядчиков она обусловливает высокий риск сбытовых операций, относительное понижение нормы прибыли и сокращение рыночной доли. В этой связи многие компании нередко предпочитают осваивать менее перспективные в плане спроса рынки, на которых конкуренция слабее. Другие фирмы пытаются найти экономические «ниши» спроса, не освоенные конкурентами.
Анализ уровня конкуренции состоит из двух этапов: на первом анализируется уровень конкуренции на отраслевом рынке ОКС, на втором — уровень конкуренции на рынках отдельных стран и регионов. Для анализа уровня конкуренции на отраслевом рынке дается общая характеристика отрасли, определяются типы конкурентов и методы конкуренции, выделяется группа основных конкурентов на мировом рынке ОКС исследуемой отрасли и дается их общая характеристика. Затем оценивается деятельность конкурентов на рынках отдельных стран и регионов, формулируются выводы относительно уровня конкуренции.